Как правильно выбрать велосипед
При подборе велосипеда существуют некоторые нюансы. К сожалению, чаще всего покупатели руководствуются только внешним видом товара и его ценой. Между тем, первое и самое важное, что нужно сделать при выборе велосипеда – определиться, для каких условий и целей Вы его приобретаете. Все современные велосипеды условно можно разделить на следующие группы: горные, шоссейные, гибриды, городские и трюковые. Горный велосипед (маунтинбайк) в зависимости от модели предназначен как для скоростного катания по пересечённой местности, так и для спуска с гор в экстремальных погодных условиях. У него более широкие покрышки, чем у остальных велосипедов, уменьшенный размер рамы, но зато она многократно усилена и имеет трубы большего сечения, чем у остальных. Шоссейный велосипед - это лёгкий и скоростной велосипед, предназначенный только для езды по гладкому покрытию (например, по асфальту). Для иных дорог он не создан. Гибрид - велосипед, который внешне сочетает в себе особенности горного и шоссейного велосипеда. Он имеет более узкую покрышку и обод, чем у горного, но она шире, чем у шоссейного. Рама у гибрида по размеру похожа на шоссейную, а по форме - на раму горного велосипеда. Гибрид предназначен для поездок как по грунтовой дороге, так и по шоссе. Городской велосипед - это в первую очередь средство для передвижения, а не спортивный снаряд. Он имеет высокий, широкий и сильно загнутый кверху руль и широкое седло - всё это направлено на обеспечение вертикального положения при катании. Специализированные и Трюковые велосипеды (триальные) – это условная разновидность горных велосипедов. Они предназначены для преодоления препятствий как в горах, так и в городе при помощи прыжков и различных специфических движений. Итак, вы определились, для какой цели вам нужен велосипед, и выбрали тип. Следующий этап – подбор размера и навесного оборудования. Можно, конечно, сесть сверху на понравившуюся модель, и посмотреть, удобно вы себя чувствуете или нет. Но до тех пор, кока вы не попробуете велосипед в действии, вы мало что поймёте. Порой самым основным просчетом при покупке является неправильно выбранный размер рамы. В первую очередь это обусловлено тем, что в некоторых магазинах модели представлены в единственном экземпляре, и у покупателя просто нет выбора. Следует знать, что любая модель велосипеда всегда выпускается фирмой в нескольких размерах. Размер рамы – это расстояние от оси каретки до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем. Можно дать следующие рекомендации по выбору размера рамы в зависимости от роста:Рама | Рост, см. |
---|---|
16 дюймов | 150-165 |
18 дюймов | 165-180 |
20 дюймов | 175-190 |
22 дюйма | >=190 |
Размер | Размер | Дюймы | Сантиметры |
---|---|---|---|
Маленький | S - Small | 16 | 40,6 |
Средний | M - Medium | 18 | 45,7 |
Большой | L - Large | 20 | 50,8 |
Сверхбольшой | XL - Xtra Large | 22 | 55,8 |
Типы велосипедов
cross country
Это самый распространенный тип велосипедов во всем мире. Данный тип подразделяются на несколько подтипов: комфортные, полуспортивные спортивные. Главное достоинство всех велосипедов типа кросс-кантри - это их универсальность и возможность эксплуатации на дорогах, с любым покрытием. название кросс кантри ценовой диапазон от 200$ примерный вес 11-13кг. материал рамы алюминий* преимущества +легкость +простота конструкции +универсальностьнедостатки
-средний уровень комфорта на моделях стоимостью свыше 150-200$full suspension
Двухподвесные велосипеды не так популярны как модели для кросс-кантри. Они также подразделяются на несколько подкатегорий: прогулочные, фрирайд, байкеркросс и др. Задние амортизаторы можно разделить на 2 основных типа: пружинные (на моделях от 250-500$) и газовые (на моделях от 400<). название двухподвес ценовой диапазон от 250$ примерный вес 14-16кг. материал рамы алюминий преимущества +высокий уровень комфорта +высокая смягчаемость ударов** недостатки -поглощение энергии педалирования при кручении -более дорогая и ломкая конструкция* -относительно большой вес * на моделях начального уровня **на моделях среднего и высокого уровняbickercross dirt
Велосипеды этого типа обычно используются для скоростного прохождения любых трас, которые могут включать в себя всевозможные трамплины (дерты) и дропы . название байкеркросс, дерт ценовой дапазан 350-2000$ примерный вес 13-15кг. материал рамы алюминий преимущества +прочность рамы +прочные обода недостатки -относительно большой вес -специальная геометрия рамы не рассчитана на длительные поездкиtrial
Эти велосипеды используются для прыжков на заднем, переднем колесе, перепрыгивания и запрыгивания на всевозможные ступеньки и препятствия. название триал ценовой диапазон 350-1000$ примерный вес 9-12кг. материал рамы алюминий преимущества +прочные обода +специфическая геометрия рамы +малый вес недостатки -очень узкая специализация При выборе велосипеда сперва определитесь с его типом. Затем сравните разные марки велосипедов в ценовой категории, на которую рассчитываете. Среди выбранных стоит отдать предпочтение той модели, у которой при равной стоимости с другими будет рама или какие-то из компонентов более высокого уровня. Никогда не нужно выбирать велосипед по цвету, картинкам изображенным на раме, бесплатным крыльям в комплекте, катафотами и др. Определившись с моделью, нужно правильно выбрать размер рамы. Для этого не обязательно примерять под себя множество различных моделей, а достаточно, знать свой рост и воспользоваться этой таблицей. Примерять выбранную ростовку в магазине стоит в том случае, если ваш рост находится на границе 2 интервалов, например 165см. Не стоит также забывать, что человеку, купившему велосипед, необходимо множество дополнительного оборудования, большую часть которого ему придётся в любом случае покупать потом.Распространенные заблуждения
Самой целесообразной покупкой является горный велосипед, он универсален, удобен и является идеальным выбором для большинства людей
Горный велосипед является одним из типов велосипеда и относится скорее к специальным, чем универсальным. По причине того, что 80% велосипедистов 80% времени едут по дорогам (асфальтированным и грунтовым), неразумно покупать велосипед, предназначенный для оставшихся 20% бездорожья, тем самым ощутимо снижая эффективность езды по дорогам.
На мой взгляд, на универсальность может претендовать только велосипед типа «кросс», который и по дорогам хорошо катит и на бездорожье не беспомощен.
Хотя должен заметить, что выбор горных велосипедов несоизмеримо шире, чем выбор «кроссов», так как поставщики вкладывают в товар свои деньги и вынуждены следовать за рынком, поэтому подобрать подходящую кроссовую модель часто не удается.
По-настоящему эффективными являются только дисковые тормоза, поэтому, если уж покупать велосипед, то непременно с дисковыми тормозами
Дисковые тормоза действительно имеют преимущество над ободными, но это преимущество не настолько велико, чтобы переплачивать $70-80, а то и больше, за это при любительском использовании.
Основные преимущества дисковых тормозов
- Рабочие поверхности меньше досягаемы для грязи, поэтому эффективность торможения в условиях, когда обод облеплен грязью, выше. Это важное качество, но такие условия очень редки , и имеют практическое значение только при соревновательных скоростях, при обычной скорости эффективности ободных тормозов даже в таких тяжелых условиях более чем достаточно.
- Тормозные колодки в дисковых тормозах служат гораздо дольше, но колодки ободных тормозов тоже достаточно долговечны, их обычно хватает на 4-5 тыс. км, к тому же стоят они примерно в два раза дешевле чем дисковые.
- Дисковые тормоза позволяют точнее дозировать тормозное усилие, но это опять же имеет значение на соревновательных скоростях, но на таких скоростях ездят в основном гонщики, и на такие скорости рассчитаны велосипеды дороже 1100 у.е., а обычный человек на обычной скорости скорее всего даже разницы не заметит, если пользуется просто хорошими ободными тормозами.
- Дисковые тормоза продолжают работать, даже если обод сильно изогнут (восьмерка), и это действительно одно из немногих преимуществ таких тормозов, которое важно для обычного любителя. Нужно ОЧЕНЬ постараться, чтобы так убить колесо, обычно такое происходит после падения, и вероятнее всего, до дома придется добираться на автобусе, и тормоза при этом не понадобятся.
- Покупая велосипед с задним дисковым тормозом, Вы получаете проблему с установкой багажника, так как суппорт дискового тормоза закрывает место крепления багажника. Поэтому Вам придется либо придумывать какой-то переходник, который, естественно, уменьшит грузоподъемность багажника, либо искать специальную дисковую модель багажника.
Если лишние 65-85 у.е. для Вас не принципиальны, то покупайте велосипед с дисковыми тормозами, но финансово ннет смысла. И уж, во всяком случае, ни при каких обстоятельствах не покупайте велосипед с дисковыми тормозами дешевле 350-400 у.е., по крайней мере, на сегодняшний день.
Переключатели скоростей на велосипеде обязательно должны быть высокого уровня. Это первое, на что нужно обращать внимание при покупке
Дело в том, что гонщик во время соревнований очень часто переключает передачи, количество переключений в течение двухчасовой гонки может достигать несколько сот, и, конечно же, в этом случае идеальная точность и скорость переключения имеет огромное значение. Опять же переключатели соревновательного класса немного легче обычных и это важно, ведь те килограммы, на которые гоночный велосипед легче обычного, скрупулёзно собираются по грамму с каждой детальки, наматывая при этом сотни и тысячи долларов к цене.
Обычному же человеку, который может переключиться несколько раз в день, незачем выбрасывать деньги на переключатели соревновательного класса, как, впрочем, и на другое оборудование такого же уровня. Для нормального человека важны, на мой взгляд, совсем другие вещи. Важно, как узлы велосипеда защищены от влаги, важно чувствовать себя удобно на велосипеде, важно, чтобы тип и класс велосипеда соответствовал вашим целям, в конце концов, важно, чтобы велосипед просто нравился. А переключатели – это дело десятое, в 95% случаев уровня Shimano Alivio бывает достаточно, хотя и более низкие уровни переключателей ведут себя нормально.
Пластиковые педали плохие и недолговечные, нужно покупать велосипед с металлическими педалями
Этому мифу положили начало наши советские велозаводы, которые в начале девяностых начали комплектовать жутко некачественные к тому времени велосипеды ужасными пластиковыми педалями, которые очень быстро разваливались. Эстафету подхватили предприимчивые коммерсанты, которые покупали в Китае самые дешевые велосипеды (вернее, макеты велосипедов) по 10 у.е. и продавали их дома по 200 у.е. Это все породило недоверие и к пластиковым педалям и к велосипедам ценовой категории 150-200 у.е. Современные же велосипеды хороших производителей комплектуются отличными пластиковыми педалями, которые прослужат Вам не один год без проблем.
Качественный велосипед не может стоить дешевле 190$
Происхождение этого мифа в целом было объяснено в предыдущем мифе о педалях. Безусловно, среди недорогих моделей с гораздо большей вероятностью можно нарваться на халтуру, но я заявляю абсолютно ответственно, что можно купить отличный прогулочный велосипед за 170-190 $. Но это будет именно прогулочный велосипед, и его нельзя использовать для туризма, не говоря уже о каких-то попытках спортивной езды, то есть максимум 450 км за сезон, и никакого зимнего использования. Хотя некоторые энтузиасты наезжают на таких великах по нескольку тысяч км за год, но это уже на свой страх и риск, я лично такую эксплуатацию не одобряю.
Оптимальной ценой для прогулочного многоскоростного велосипеда является 250-350 у.е., при прогнозируемой нагрузке до 80 кг, и 300-400 у.е. при большей нагрузке.
Вес велосипеда имеет решающее значение
Возможно, если приходится каждый день заносить велосипед на этаж без лифта, то лишний кг. с каждым этажом будет удваиваться, и Вы возненавидите свой велосипед довольно быстро. Но попробуем рассмотреть нормальную ситуацию, когда лифт работает, а Вы сами достаточно питаетесь, чтобы быть в состоянии донести велосипед до лифта. Итак, подумайте, какое имеет значение лишний килограмм или даже полтора? Да никакого! Кто, в конце концов, на ком ездит? Нет, конечно, для гонщика, который едет 100 км и проигрывает в итоге полторы секунды на финише, 1 кг имеет большое значение! Но для Вас-то? Вы весите 80 кг + велосипед 14 кг, итого 94 кг, значит, один кг – это 1,06% от общего веса, так стоит ли переплачивать 200 у.е., чтобы велосипед весил на килограмм меньше? Решайте сами.
Ни в коем случае нельзя покупать велосипед китайского производства, они всегда плохого качества, покупать нужно велосипеды американского или европейского производства
В принципе, Китай является одним из мировых центров высоких технологий, где сейчас выпускается огромное количество товаров высочайшего качества и практически все ведущие производители велосипедов разместили свои производства именно в Китае и других азиатских странах, 65% велосипедов производятся там, и практически все они очень высокого качества. Остальные 35% велосипедов собираются в Европе, но из комплектующих, произведенных в азиатских странах. И не могу сказать, что они качественнее их китайских собратьев, бывает, что даже и наоборот.
Как правильно выбрать велопокрышки (велошины)
Если вы думаете, что от покрышки мало что зависит в велосипеде, то вы ошибаетесь.
Велопокрышка в состоянии либо значительно испортить ходовые характеристики велосипеда либо наоборот, улучшить накат, сберечь ваши собственные силы при катании и уберечь от проколов.
Велопокрышка влияет на поведение вашего велосипеда больше, чем любая другая его часть, и это правило одинаково выполняется как на асфальте, так и на сложных покрытиях, таких как земля, щебень, песок, грязь, снег ,лед и.тд..
Велопокрышки всегда выбираются под стиль езды и поверхность, по которой вы будете ездить, и если вы меняете характер катания, то вам необходимо иметь несколько комплектов покрышек.
В результате статистических исследований, подавляющее большинство начинающих велосипедистов ездят по следующей схеме: 60% пути – асфальт, 30% – укатанные грунтовые дороги, 10% – бездорожье, грязь и песок.
В то же время, на горных велосипедах, которые сегодня пользуются наибольшей популярностью, изначально установлены специальные зубчатые шины для езды как раз по тем самым 10% бездорожья и грязи. Думайте сами!
Катаясь по асфальту на зубчатых шинах, вы будете вынуждены затрачивать большее количество энергии, чтобы приводить ваш велосипед в движение, чем если бы вы ездили на велопокрышках предназначенных специально для дорог, что в конечном счете вы будете терять скорость и быстрее устанете, а покрышка быстрее износится.
Велопокрышка может быть бескамерной и клинчерной (бортовой).
Бескамерные покрышки встречаются достаточно редко, имеют более высокую цену чем обычные покрышки и требуют специального обода колеса.
Клинчерные покрышки – это те покрышки, которые мы привыкли видеть, покрышка предназначенная для установки камеры. Они состоят из бортов , тканевой основы и поверхностного слоя (резина, каучук или компаунды). Эти покрышки дешевле бескамерных, более практичны в использовании и при проколе колеса более просты в ремонте и обслуживании.
Все выпускаемые покрышки, камеры и обода соответствуют международному стандарту ISO ETRTO. В этой системе покрышка обозначается двумя числами, например 40-622, первое число обозначает ширину покрышки в миллиметрах, а второе число посадочный диаметр. Существуют так же дюймовая и французская система обозначения, которые для той же покрышки будут иметь обозначения 28х1,5 и 700х38С, соответственно.
Протектер велопокрышки
По рисунку протектора разделяют покрышки на слики, полуслики и агрессивные с мощным рисунком протектора, зимние.
Слики. Эта резина представляет собой практически лысую резину. Основное использование такой резины на шоссейных и трековых велосипедах. Но с развитием стилей катания эта резина перешла на «стрит» и иногда используется в кросс-катри, также встречается на велосипедах заточенных под катание по ровным асфальтным дорогам и эти покрышки толще чем на шоссейных.. Слики имеют хороший накат, отсутствие вибраций и шума при движении на асфальте. К негативной стороне можно отнести жесткость при наезде на дорожные неровности и потеря устойчивости в грязи, песке и щебенке.
Полуслики. Эта резина более злая чем слик и предназначена для асфальта и легкого бездорожья. Использование этой покрышки получило хорошее распространение в велотуризме. Устанавливаются на дорожные, прогулочные и гибридные велосипеды. Плюсы полусликов – это накат, неплохие внедорожные характеристики и универсальность. Но в свою очередь универсальность не позволяет получить максимум эффективности на асфальте или грунте.
С мощным протектором (Агрессивная резина). Используются в основном для езды по грязи, в сложных скоростных спусках. Имеет ярко выраженный рисунок протектора, который позволяет удержать велосипед в самых сложных дорожных условиях. Покрышки кроме «злого» рисунка, имеют большую ширину, достигающую 2,25 — 2,5 дюйма. Эта резина показывает хорошие внедорожные характеристики, отличное смягчение ударов, но она полностью не подходит для передвижения по асфальту, потому что имеет плохой накат. Она издает неприятный звук и есть вариант быстрого стирания протектора при движении по асфальту.
Зимние велопокрышки.
Они имеют агрессивный рисунок протектора напоминающие велопокрышки с мощным протектором и оборудованы специальными металлическими шипами, которые увеличивают сцепление со льдом. Зимние покрышки не стоит использовать на чистом «летнем» асфальте из-за быстрого стирания шипов и протектора. Накат таких покрышек плох и уровень шума не даст покоя. Максимум на что способны эти покрышки – это обеспечить максимальное сцепление со льдом и снегом
Велотрубки
Велотрубки представляют собой объединение покрышки с камерой, замкнутой в единую систему, применяемых в спортивных шоссейных велосипедах. У системы есть ряд недостатков. Обычно ее приклеивают к ободу колеса, но на разбитой трассе велотрубка может отклеиться и слететь с обода, а это прямой путь к травме велосипедиста. Кроме того велотрубку в случае прокола весьма сложно восстановить.
Зато трубки чрезвычайно легки, накатисты и не склонны к проколам.
Важное умозаключение
Не стоит слушать тех кто скажет что покрышка не важна. Выбирайте лучшие покрышки из тех, которые предназначены для вашего катания. Хорошая покрышка это залог хорошего наката, хорошего настроения при ее использовании и редкого прокола на дорогах.
Сегодня в магазинах можно найти множество покрышек всех типов и размеров для различных стилей езды.